БАУХАУС

Содержание
  1. Все что нужно знать про Баухауз
  2. Вальтер Гропиус – создатель школы Bauhaus
  3. Здание Bauhaus воплотило все ценности школы
  4. Смена руководства и закрытие школы Баухауз
  5. 100 лет Баухауса. Как немецкая школа повлияла на дизайн
  6. Что такое Баухаус
  7. История
  8. Как распознать Баухаус
  9. Минимализм и функциональность
  10. Основные цвета спектра
  11. Простая геометрия
  12. Смешение материалов
  13. Яркие примеры Баухауса
  14. Кресло Wassily
  15. Кресло Barcelona
  16. Рельефные обои для покраски
  17. Настольная лампа Марианны Брандт
  18. Штабелируемые столы Джозефа Альберса
  19. Настольные часы Марианны Брандт
  20. Здание Баухауса в Дессау
  21. Архитектура Баухауса в мире
  22. Как применять Баухаус в дизайне
  23. Игрушка Альмы Сидхофф-Бушер
  24. Шахматы Джозефа Хартвига
  25. Располагайте текст под наклоном
  26. Применяйте идеи дизайна в новых сферах
  27. Используйте простые формы
  28. Выбирайте основные цвета спектра
  29. Упрощайте
  30. COS
  31. Берлинская жилая единица
  32. Ipod
  33. Используйте узоры
  34. Ковры Split Light, Split Bright и подушки Zig Zag
  35. Ковры Cristopher Farr
  36. Экспериментируйте со шрифтами
  37. Совмещайте несколько идей Баухауса
  38. Баухаус: конвейер шедевров
  39. Кресло Barcelona, Людвиг Мис ван дер Роэ
  40. Металлический чайник, Наум Слуцкий
  41. Баухаус: дизайн, изменивший историю – Westwing Интерьер & Дизайн
  42. Философия школы
  43. «Баухаус был призван демонстрировать новый образ жизни через интерьер»
  44. Последователи Баухауса
  45. Баухаус и СССР
  46. Культовые предметы
  47. Влияние Баухауса на мировой дизайн
  48. Противники Баухауса
  49. Баухаус в ХХIвеке
  50. Интервью с руководителем ГУМ-Red-Line Игорем Казаковым

Все что нужно знать про Баухауз

БАУХАУС

В 2019 году отмечалось столетие школы искусств и дизайна Баухаус // Bauhaus. Это дало повод создать целую серию уникальных статей о том, какие ключевые проекты в архитектуре и промышленном дизайне и графике были созданы участниками и последователями школы.

В истории случаются моменты, в которые вспыхивает искра, и после этого она излучает яркий свет. Но добиться этого можно только если соблюсти все условия. И даже если эта искра потухнет через секунду, то она оставит яркий след в истории человечества, поменяв весь мир вокруг.

Bauhaus – это пространство, где несмотря на политическую обстановку, мировые кризисы, создавалось новое видение развития архитектуры и дизайна используя современные технологические достижения; Основные идеи школы со временм впитали в себя почти все сферы жизни. Именно поэтому школу считают одной из самых влиятельных во всем мире.

Не было школы влиятельней, чем Баухаус. Хоть все и строилось на коммерческой составляющей, но в итоге пришло к тому, что школа Баухаус стала классикой и образцом формирования философии, а предметы дизайна и архитеткруры школы Баухаус стали иконами стиля.

К примеру, несколько настоящих легенд продуктового дизайна из школы Баухаус — Лампа Bauhaus — один из самых известных светильников в мире отражающая дух времени, создана в 1924 г Вильгельмом Вагенфельдом; Трубчатый стул – это настоящая легенда — первая версия стула была разработана Марселем Брейером, но свою каноническую форму она обрела в 1927 году. Кресло Barсelona от Мис Ван де Роэ — сейчас эти кресла можно заметить почти во всех общественных пространствах мира.

Первое, о чем говорится в философии школы- использовать простые материалы и формы.

Присутствовать должны только самые необходимые материалы, к примеру, хромированные стальные трубы, кожаное сидение и спинка.

При этом, всегда можно говорить о том, что как бы проста конструкция не была, она в себе воплощает энергию форм и функцию, которые создаются при помощи сочетания материалов.

Вальтер Гропиус – создатель школы Bauhaus

Конечно, школа была инновационной потому что все внимание и исследования было направлены на поиск форм, соответствующих новому времени. Вальтер Гропиус, основатель школы Баухаус следовал по технологичному пути в создания новых форм, это дало мощный толчок развитию индустириям архитектуры и промышленного дизайна.

Баухаус для архитектуры это как изобретение конвейера в промышленности. К умению конструировать дома и небоскребы добавляем художественное образование и в 1919 году получаем баухауз. с 1919 года первый технологичный образа архитектуры баухаус за 100 лет эволюционирровал в несколько архитектурных стилей.

Направление продолжает разиваться

В продуктовом дизайне развитие достигло верхней точки 1955-1965 годах. Самые зрелищные части продуктового дизайна — мебель и техника.

В 1919 году Гропиус объединил Академию изобразительных искусств и Школу прикладных искусств в единую организацию. Это считается датой основания школы Bauhaus / Баухаус. Гропиус призывал всех создавать единый образ будущего, которое должно быть простым, и включать в себя сразу архитектуру, живопись и скульптуру.

Создатель и вдохновитель школы Вальтер Гропиус поставил целью объединить искусство и ремесло, и соединяя вместе эти дисциплины был создан специальный учебный план на 3 года — см. схему обучения.

Необходимо было разрушить старую иерархию и создать свой новый стиль, чтобы перейти в современную эпоху. При этом, он соответствовал всем нормам индустриальной эпохи и шел вровень с ней. Теперь же его считают модернистом своего времени.

Вальтер Гропиус своими идеями притянул в школу самых знаменитых архитекторов и художников, философов и учителей своего времени.

Одним из них учителей школы стал Йоханнес Иттен, который проводил предварительные курсы для учеников, где изучали цвета и форму.

Он рассказывал о том, что цвета влияют на психику человека, поэтому их нужно использовать максимально осторожно.

После этого курса студенты направлялись на специализированные занятия, где изучали металлообработку, ткачество, керамику и производство шкафов.

Гропиус пытался объединить все стили в одном. Но нужно было сохранять дисциплинарные различия, хотя финансовые реалии не позволяли действовать во весь размах.

Картина: Встреча
Йоханнес Иттен
1916 г.

Картина: Цветные формы и структуры
Йоханнес Иттен
1953 г.

Цветовой круг Иттена
Йоханнес Иттен
1921г.

Одним из приглашенных учителей стал Тео ван Дусбург, один из основателей движения Де Стиль и Неопластицизма

«В Веймаре я радикально перевернул все. Это знаменитая академия, в которой сейчас работают самые современные преподаватели! Я разговаривал с учениками каждый вечер, и я вселил яд нового духа повсюду. У меня есть горы силы, и теперь я знаю, что наши представления победят всех и вся ».

Тео ван Дусбур

Эскиз виллы
Тео ван Дусбург
1923 г.

Композиция в сером
Тео ван Дусбург
1919 г.

Ласло Мохоли-Нади сменил Й. Иттена и стал преподавать подготовительный курс. Он стал более направленным на философию и машинную эстетику.

С 1922 года, после того как Экономика германии вновь пошла на подъем, школа также получила второе дыхание. Стали привлекаться новые художники

  • Ласло Мохой-Нади
  • Форма вместо цвета, кинетика вместо динамики

Гропиус считал, что современное искусство и дизайн должны примириться с этой эстетикой. 

Здание Bauhaus воплотило все ценности школы

Можно говорить о том, что все следующие годы – это расцвет школы. Школа переехала в новое здание, которое конструировал сам Гропиус. Это был некий синтез всего, что он знал на то время, и что было ценно для школы. Это здание копируют многие дизайнеры, но во время его постройки оно явно выделялось на фоне остальных объектов.

Оно состояло из пересекающихся горизонтальных и вертикальных линий, главный корпус был соединен двухэтажным крылом с студентческим кампусом.

Сохранялась традиционная симметрия, но в комплексе не было четкой иерархии, поэтому оно было целым и неделимым. При постройке использовались сталь, стекло и бетон.

Самое главное, что все здание было выверено и построено при помощи главного правила школы – функция воплощается в форме.

После строительства здания школы появлялись новые известные учителя, которые разрабатывали уникальные проекты. Они постепенно стали позиционировать себя людьми, которые делают продукты для массового производства.

Но Bauhaus как создатель будущего всегда был остро критикуем. Он был слишком прогрессивен для своего времени, и многие считали эстетику дегенеративной и препятсвовали распространению идей школы.

Смена руководства и закрытие школы Баухауз

В 1928 году Гропиус покинул школу, а швейцарский архитектори Ханнес Мейер встал у ее руля. Это привело к тому, что на школу обрушился еще больший шквал критики. Все начало идти к тому, что многие великие художники и архитекторы эмигрировали в США, где и продолжили разивать идеи школы Bauhaus.

Хоть школа и работала чуть больше 10 лет, она оставила яркий след в истории архитектуры и дизайна. Ее влияние разносилось по всему миру, все подражали ей. Школа смогла поставить себя таким образом, что легко подстраивалась под современные тенденции.

Стоит сказать, что закрытие школы произошло по причине настоящего консерватизма и национализма. Прошло 100 лет со дня открытия школы, сейчас те же принципы развития и технологии нужны современному миру.

Bauhaus Johannes Itten Вальтер Гропиус

100 лет Баухауса. Как немецкая школа повлияла на дизайн

БАУХАУС

Баухаус — самая известная и влиятельная школа искусства и дизайна XX века. Следы этого направления можно найти в повседневной жизни. Плоские крыши домов, большие окна и архитектура без украшательств, все это — Баухаус.

В этом году Баухаусу исполнилось 100 лет, посмотрим на самые яркие его примеры и то, как бренды используют его идеи до сих пор.

Что такое Баухаус

Началось все с учебного заведения, которое открылось в Германии в 1919 году. Высшую школу строительства и художественного конструирования назвали Bauhaus, что с немецкого переводится, как «дом строительства». Позже появились одноименные художественное объединение и направление в дизайне.

Направление зародилось в Германии, но из-за нацистов, которые не поддерживали эстетику Баухауса и устраивали регулярные обыски, ученикам и мастерам школы пришлось бежать. Так Баухаус стал развиваться в других странах: Англии, США, Японии. Сейчас Баухаус считается интернациональным направлением.

История

Школу Баухаус основал Вальтер Гропиус, участник Веркбунда — союза архитекторов, художников и социологов, которые хотели преодолеть разрыв между творчеством и промышленным производством.

Одним из принципов Баухауза была размытая грань между художниками и ремесленниками.

Основатели считали, что искусству научиться нельзя, а ремеслу можно, поэтому любой ученик Баухауса должен был уметь работать руками.

Учебу в школе Баухауса начинали с модуля о цвете, который преподавал швейцарский художник Иоганнес Иттен. Да, тот самый Иттен, который оформил современный цветовой круг. О том, зачем он нужен и как применять его в дизайне, мы рассказали в статье о цветовом круге.

Продолжали занятия в мастерских, где учились работать с деревом, металлом, стеклом, тканью, занимались керамикой, скульптурой, графикой, фотографией и росписью. А на третьем курсе все ученики работали на строительной площадке. Такое образование позволяло создавать произведения на стыке искусства, дизайна и архитектуры.

Вот так выглядела программа обучения в Баухаусе:

лева оригинальная программа на немецком, справа переведенная на английский

Василий Кандинский возглавлял мастерскую живописи и фрески в Баухаусе.

Под давлением нацистов школа Баухаус просуществовала всего 14 лет, но повлияла на дизайн повседневных вещей, интерьера, одежды, на искусство, типографику и архитектуру. Дверные ручки, табуретки, рельефные обои для покраски, настольные лампы, модульные кухни — в любом современном пространстве обязательно будет несколько вещей, на дизайн которых повлиял Баухаус.

Как распознать Баухаус

Ученики и последователи Баухауса стремились делать повседневные вещи удобными, доступными красивыми, но без лишних украшательств. Вещи создавали для простого народа, старались делать их из недорогих материалов, доступных для массового производства — стекла, фанеры, пластика, стали. Рассказываем об основных характеристиках Баухауса.

Минимализм и функциональность

Баухаус признавал только функциональный дизайн. Каждая деталь должна выполнять определенную роль, никаких бессмысленных декораций. Первична функция, которая и определяет форму. Последователи Баухауса упрощали все. Основатель и первый ректор школы — Вальтер Гропиус создал, пожалуй, самую минималистичную и знаменитую дверную ручку.

Connections by Finsa

В Баухаусе функция первична, дизайн создается не ради украшательства, а ради удобства.

Основные цвета спектра

В Баухаусе использовали основные цвета спектра: красный, синий, желтый, а также дополнительные — белый и черный. Чистые, контрастные оттенки без полутонов — признак Баухауса.

Картина Пита Мондриана «Композиция №3 с красным, желтым и синим»
Источник фото Artchive

Простая геометрия

Никаких сложных форм, простые фигуры: квадрат, треугольник и круг — основа графики Баухауса.

Картина Василия Кандинского «Круги в круге»

Узнаваемым типографику Баухауса делало необычное расположение шрифтов, как правило, по диагонали. Постер Юста Шмидта для первой выставки Баухауса в 1923 году — яркий пример. Диагональное расположение текста, круглые формы, сочетание разных шрифтов, яркие акценты — слово «Баухаус» первым бросается в глаза, оставляя все остальные надписи на заднем плане.

Bauhaus-Archiv Museum

Плакат современного дизайнера Grace Fussell отличить от оригинальных работ того времени крайне сложно. Все благодаря диагональному расположению надписей, простым шрифтам без засечек, чистым цветам и контрасту.

Envato Tuts+

Смешение материалов

Стекло, металл, бетон, дерево, керамика — каждый ученик Баухауса работал во всех мастерских школы, поэтому умел обращаться с материалами и использовал их в воплощении своих идей, нередко сочетая.

В минималистичном пространстве Виллы Тугендхат от материалов не отвлекают никакие декорации. Стекло окон и стола, сталь ножек стульев и текстиль обивки становятся главными украшениями пространства. Разумеется, крайне функциональными.

Виллу построил третий и последний директор школы Баухаус — Людвиг Мис ван дер Роэ.

Автор фото: Alexandra Timpau

Яркие примеры Баухауса

Сделанные в прошлом веке вещи в стиле Баухаус продолжают вдохновлять современных дизайнеров, а некоторые до сих пор продаются за немалые деньги. Расскажем о самых ярких примерах.

Кресло Wassily

Knoll

Известное кресло создал Марсель Бройер, вдохновившись металлической рамой своего велосипеда Adler.

Вначале кресло называлось Model B3 Chair, позже было переименовано в честь Василия Кандинского итальянским производителем Gavin.

Сейчас права на выпуск этого кресла у компании Knoll, а стоит оно 2 782 долларов США. Да, не все предметы Баухауса превратились в доступные широкой публике, как планировалось.

Кресло Barcelona

Losko

Еще одно популярное кресло, которое продают и сейчас спроектировал Людвиг Мис ван дер Роэ. Один из директоров школы Баухаус и автор высказываний “god is in the details” (бог в деталях) and “less is more” (меньше значит больше).

Рельефные обои для покраски

Обои отличались от обычных тем, что были однотонными, без узоров и фактурными — такие легче поклеить самостоятельно даже без опыта и скрыть несовершенства стен. Это проект-долгожитель, который производят до сих пор в компании Bauhaus Tapete, где можно выбрать обои разных текстур и оттенков.

Обои Tapete 2 в офисах Old villa Sanders

Настольная лампа Марианны Брандт

Уже привычная модель настольной лампы, которая есть у каждого школьника и которую можно купить в любом магазине, была придумана ученицей школы Баухаус Марианной Брандт для компании Kandem. За первые два года было продано более 50 000 экземпляров.

Chamber

Штабелируемые столы Джозефа Альберса

Джозеф Альберс создал комплект столов, которые легко уместить друг под друга, а при необходимости выдвигать все вместе или по одному. Простые формы и столешницы основных цветов: красного, синего, желтого, а также нейтрального белого. Сейчас купить такие можно в MoMA Design Store за 2 188,85 евро.

MoMA Design Store

Настольные часы Марианны Брандт

Марианна Брандт придумала квадратные часы из стали с циферблатом без чисел. Сейчас можно сказать, что такие были практически у всех. Именно эту модель взяли за основу для электронных и даже смарт-часов.

Wright

Здание Баухауса в Дессау

Второе здание школы было построено специально для студентов в Веймаре. Спроектировал его основатель и директор школы – Вальтер Гропиус. Все детали интерьера тоже создавали студенты вместе с мастерами, так здесь называли учителей.

Artchive

Сейчас в этом здании можно переночевать, прямо в комнатах общежития, где жили студенты. В каждой есть стол, стул, кровать на одного или двоих и раковина. Туалет и душ общие, находятся на этаже. Цена ночевки от 40 евро.

Tакая комната в Bauhaus Dessau на двоих обойдется в 60 евро за ночь с воскресенья до четверга и в 65 евро по пятницам и субботам

Архитектура Баухауса в мире

Яркие примеры Баухауса есть по всему миру, множество можно найти в Тель-Авиве и США. Один из ярких примеров архитектуры Баухауса — дом Фарнсуорт в Чикаго, который построен по проекту Людвига Мис ван дер Роэ.

Lifestyle Asia

Как применять Баухаус в дизайне

Школа Баухаус продолжает влиять на дизайн даже спустя век после ее основания. Рассказываем и показываем на примерах, как можно применять принципы этого направления сегодня.

Игрушка Альмы Сидхофф-Бушер

Эта деревянная игрушка с набором разноцветных деталей, из которых можно построить корабль, или, при помощи фантазии, что угодно, производится до сих.

Шахматы Джозефа Хартвига

Набор шахмат в духе Баухауса — прямые линии, круги и квадраты. Форма каждой фигуры показывает ее движение. Ладья в форме диагонального креста намекает на то, что фигура ходит по диагонали. В такие шахматы легко играть даже тем, кто делает это крайне редко, каждая фигура — подсказка.

Shop Cooper Hewitt

Располагайте текст под наклоном

Посмотрите на постеры Баухауса — простая графика, цвета и шрифты, но благодаря наклону текста минимализм выглядит особенно стильным.

Bauhaus Movement Shop

Главное, располагать элементы строго параллельно или перпендикулярно друг другу, чтобы сохранить аккуратность дизайна.

Постеры Баухауса — это не только базовые цвета и наклонные шрифты.

В 2008 году, для визита в Германию, команда Барака Обамы создала постеры, как писали в HuffPost, чтобы «поговорить с немцами на языке дизайна, который знаком каждому из них». Диагональные линии, чистые цвета, даже фотография упрощена и переведена в монохром. Журналисты даже сравнили постер того времени и современный, настолько очевидно было влияние Баухауса на дизайн современного постера.

Слева постер визита Обамы в Берлин в 2008, справа постер времен Баухауса

Чистые цвета, контраст, сочетание диагональных линий и кругов, закругленный шрифт похожий на баухаусовский Universal. Реклама, вдохновленная стилем, которому уже 100 лет и сегодня смотрится стильно, и, главное, выделяется.

Critical & Cultural Studies

Применяйте идеи дизайна в новых сферах

Например, добавьте немного геометрии и цветов Мондриана в… кекс! Для того чтобы применять идеи Баухауса, даже необязательно быть дизайнером.

Используйте простые формы

Полка-конструктор состоит из доски и полок, которые можно располагать по-разному, делая ее удобной для книг, игрушек и любых мелочей. Благодаря простым формам и чистым цветам выглядит такая мебель очень стильно и не утратит своей актуальности долгое время, и главное, это функциональный дизайн!

Von Morgen

Выбирайте основные цвета спектра

Разбавьте минимализм яркими цветами: красным, синим, желтым, если хотите создать дизайн в стиле Баухауса, или любыми другими чистыми оттенками, если не хотите вызывать прямую ассоциацию с этим направлением.

Дизайн в стиле Баухауса можно создать при помощи повседневных вещей, например, книг.

Упрощайте

Попробуйте убрать все декоративные элементы, которые не несут в себе никакой функции. Возможно, именно это сделает ваш дизайн необычным.

COS

В честь 100-летия баухауса, бренд COS создал коллекцию одежды в этом стиле. Однотонные ткани, прямые линии, простой крой. И без того минималистичному COS в этой линейке удалось довести минимализм до совершенства.

Dezeen

Берлинская жилая единица

Здание, спроектированное Ле Корбюзье в 1958 году, оказалось не таким удобным и комфортным, как планировалось. Оно оказалось тесным, зато выглядит очень в духе Баухауса — простая форма, яркие цвета, одинаковые балконы, как в здании школы Баухаус в Дессау.

Pikdo

Ipod

Минималистичный дизайн и интуитивно понятные интерфейсы iPhone и MacBook тоже заслуга Баухауса. Дизайнер марки — Джонатан Айв был поклонником легенды промышленного дизайна — Дитера Рамса, который отвечал за дизайн продуктов Braun в 60-х, но вдохновлялся он тоже Баухаусом.

Dezeen

Используйте узоры

Платье Ив Сен Лорана «Мондриан» Модельер вдохновился известной картиной, а вы можете применить идеи с постеров в своем диджитал-дизайне.

Musee Yves Saint Laurent Paris

Ковры Split Light, Split Bright и подушки Zig Zag

Компания The Rug Company выпускает ковры и подушки с мотивами из произведений Анни Альберс.

The Rug CompanyThe Rug Company

Ковры Cristopher Farr

А у Cristopher Farr есть вот такая коллекция дизайнерских ковров, гобеленов и тканей, разработанная на основе серий «Дань уважения серии квадратов» и «Меандр» Джозефа Альберса.

Casa Ricca

Экспериментируйте со шрифтами

Округлый Universal, шрифт Баухауса, был разработан студентом школы Гербертом Байером, который считал, что заглавные буквы и вовсе в шрифте не нужны, потому что в разговорной речи они никак не отличаются.

Еще один шрифт, созданный во времена школы Баухауса — шрифт будущего, как его тогда называли, Futura. Его часто используют и сейчас, хотя первая версия шрифта, несмотря на стремление к простоте, не особо читаемая.

Первая версия шрифта Futura

Компания Adobe доработала наброски шрифтов, которые создали в Баухаусе. А знаменитая Helvetica появилась в Швейцарской школе, которой так часто вдохновляются современные дизайнеры, и которая, в свою очередь, заимствовала некоторые идеи Баухауса.

Совмещайте несколько идей Баухауса

В лондонской гостинице есть номер под названием Баухаус, изголовье его кровати украшает спинка с принтом картины. В 21 веке можно все, даже стилизовать под Баухаус декоративный элемент, который это направление не подразумевает.

Баухаус: конвейер шедевров

БАУХАУС

В 2019 году мир отмечает 100 лет с момента создания Высшей школы строительства и художественного конструирования Баухаус. Вальтер Гропиус (Walter Gropius), один из создателей и первый ее директор, провозгласил союз искусства и технологий — и последовательно его добивался.

Основатели Баухауса выступали за унификацию различных искусств, и разработали подробный теоретический аппарат этой самой унификации. В послевоенные годы приходилось заново определять простые вещи — и для этого необходимо было изобрести новый универсальный язык, основанный на геометрических формах и сильных материалах.

Цвету и его теории уделялось особое внимание, арт-терапию рекомендовали всем без исключения. В Баухаусе было легко обрести равновесие: были заняты и ум, и руки, и воображение.

Создатели Баухауса утверждали: человека нового времени должны окружать вещи-помощники, а не бессмысленный декор. Узор и орнамент отвергаются. Вместо них — однотонные глянцевые и матовые поверхности. Важно, чтобы в одном предмете сочетались теплые и холодные оттенки: к примеру, теплый тон дерева (кожи, ткани) и металлический корпус или каркас.

Вспоминаем изобретения и предметы этого революционного движения.

Пионеры Баухауса на крыше нового здания школы в Дессау, 1926. Слева направо: Йозеф Алберс, From left: Йозеф Альберс, Хиннерк Шепер, Георг Мухе, Ласло Мохой-Надь, Herbert Bayer, Юстус Шмидт, Вальтер Гропиус, Марсель Бройер, Василий Кандинский, Пауль Клее, Лионель Фейнингер, Гюнта Штольцль, Оскар Шлеммер.

Шедевр архитектуры функционализма. Уникальное здание, пережившее многочисленные реставрации (часть была утрачена в военные годы, пришлось искать чертежи по многочисленным архивам по обе стороны света и восстанавливать с участием двух международных команд).

Сейчас большие окна с облегченными металлическими рамами стали уже общим местом в архитектуре — но тогда решение было смелым и, разумеется, согласовалось с учением Баухауса. Здание было совершенно лишено декора, к чему и стремился Вальтер Гропиус (Walter Gropius), не любивший переполненные орнаментами фасады XIX века.

Интерьер и внутреннее оборудование были созданы самими учениками и преподавателями школы.

Здание Баухауса в Дессау по проекту Вальтера Гропиуса, 1926–1929 годы.

Марсель Бройер (Marcel Breuer), студент, а затем и преподаватель в Bauhaus, использовал для каркаса кресла B3 (это оригинальное название модели) трубчатую сталь.

Технология бесшовного аккуратного сгибания трубок была известна с конца 19 века и уже применялась в автомобильной промышленности (для каркасов автомобильных кресел). По той же технологии был выполнен руль его велосипеда Adler.

Название Wassily появилось уже в 60-е годы, в честь Василия Кандинского, его коллеги по Bauhaus. Первоначально ремни кресла были холщовыми (сейчас текстиль не используется), позже стали кожаными.

Кресло дало начало целой серии мебели из металлических трубок — кроватей, стульев, столов, диванов, кушеток и систем хранения. В настоящее время кресло производит компания Knoll.

Ильза Гроппиус в маске на кресле Wassily Марселя Бройера, 1925 год.

Кресло Barcelona, Людвиг Мис ван дер Роэ

Вероятно, самое известное кресло, вышедшее из проектировочных мастерских Bauhaus. Дизайнер и архитектор Людвиг Мис ван дер Роэ (Ludwing Mies van der Rohe) разработал его специально для Международной выставки в Барселоне 1929 года — предполагалось, что на кресла смогут присесть монаршие особы, открывающие выставку.

Само кресло представляло собой тонкий металлический каркас и плоские подушки. Ничего лишнего, чистая функция. С годами конструкция стала совершенной: от болтов, соединявших раму, отказались, и она стала монолитной.

Кресло настолько удобно и популярно, и его так часто ставят в офисы и приемные, что оно породило коллекционную арт-версию Mies Lobby Trap («ловушка для лобби») Джона Анджело Бенсона (John Angelo Benson).

Кресло Barcelona, дизайн Людвига Мис ван дер Роэ, 1929 год.Арт-объект Mies Lobby Trap, Джон Анджело Бенсон, 2003.

Металлический чайник, Наум Слуцкий

Этот чайник был разработан Наумом Слуцким, ювелиром и промышленным дизайнером. По красивой легенде отец Наума работал ювелиром у Фаберже, а самого Слуцкого многие называют родоначальником всего современного ювелирного искусства.

Чайник подтверждал манифест движения: дизайн не нуждается в обильном декорировании. Практичность вещи должна решаться почти математическим способом, а не быть следствием украшательства. Красоту нужно находить собственно в форме.

Эта красота до сих пор угадывается в шедеврах Alessi, Bodum и даже новой чайной линии Tom Dixon — отсылка к Баухаусу вынесена в описании чайного сервиза.

Металлический чайник, Наум Слуцкий, 1928.Чайный сервиз Form, Tom Dixon.

«Черный квадрат в каждый дом», — могли бы сказать архитекторы Баухауса.

Марианна Брандт (Marianne Brandt)вполне разделяла эти взгляды, и создала часы в 1930 году из хромированного металла (его обожали все дизайнеры движения).

Форму этих часов повторяют с вариациями так часто, что они вполне могут стать символом бытовой культуры XX века.

Настольные часы Марианны Брандт, 1930 год.

Вероятно, самый известный стеклянный продукт из мастерских Баухауса — чайный сервиз 1930–1934 годов авторства Вильгельма Вагенфельда (Wilhelm Wagenfeld).

К этому архетипу чайного сервиза уже столько раз обращались другие дизайнеры, что он давно стал подобием народной песни — мало кто помнит автора. Впрочем, сам Вагенфельд как раз выступал за анонимность в дизайне, и не стремился к славе.

Сейчас же это, пожалуй, самая распространенная посуда в кафе: за процессом заварки чая приятно наблюдать сквозь прозрачные стенки чайника. Стеклянные электрические чайники — потомки этого любования.

Стеклянный чайный сервиз Вильгельма Вагенфельда, 1930-е годы.

Предназначенный для сервировки этот трехколесный столик по дизайну Марселя Бройера может сейчас ассоциироваться со всеми тележками в супермаркетах.

Отметим также его сходство с оборудованием для медицинских учреждений.

Впрочем, сотрудники Баухауса и не скрывали, что вдохновляются чистотой стиля больниц — более того, устройство своих модульных кухонь они подсмотрели именно там.

Сервировочный столик B54, дизайн Марселя Бройера, 1928, Gebrüder Thonet.

Текстиль в ткацких мастерских Баухауса начали выпускать с момента создания школы.

Актуальность этих рисунков, созданных под влиянием книги Иоханнеса Иттена (Johannes Itten) «Искусство цвета», и сегодня ничуть не утрачена. Иттен сам руководил созданием новых цветов, форм и фактур в текстиле.

В этих же мастерских тренировали глаз и набивали руку ученики Василия Кандинского, Пауля Клее (Paul Klee), Ласло Махой-Надя (Moholy-Nagy László) и других преподавателей.

Дизайнер Анни Альберс за работой.

Главной особенностью тканей Баухауза была их структурность: в них использовались нити различных характеристик, толщины и состава. Наиболее известны работы Отти Бергер (Otti Berger), Анни Альберс (Anni Albers) и Гунты Штельцель (Gunta Stölzl) — последняя была единственным женщиной-мастером в Баухаусе.

Гунта разрабатывала новые виды тканого плетения, экспериментировала с синтетическими материалами и целлофаном, придумывала «железное полотно» для стульев Марселя Бройера, проверяла возможности новых техник крашения. Именно Гунта Штельцель выполнила тканые полосы для первого экземпляра знаменитого кресла «Василий».

Текстильная мастерская была самым коммерчески успешным проектом Баухауса — от заказчиков не было отбоя. А курс, разработанный Иттеном, до сих пор служит основой начальной творческой подготовки в большинстве дизайнерских учебных заведений мира.

Ковер, дизайн Гунты Штельцель.

Открытые книжные полки и свободностоящие стеллажи, которые можно использовать как перегородки — это одно из самых удачных завоеваний Баухауса в области интерьера.

Поскольку свободной планировке в Баухаусе учили всех, нужно было каким-то образом учить эту планировку заполнять. Вот тут и пригодились стеллажи на металлических трубах и прочие полезные изобретения.

Стеллаж, дизайн Марселя Бройера, 1934.

Подвесные лаконичные лампы, меняющие свою высоту — тоже одно из изобретений Баухауса. С ними много экспериментировала Марианна Брандт (Marianne Brandt), ставшая в 1928 году главой мастерской по обработке металла.

Марианна Брандт, автопортрет

Хотя славу Брандт принес металлический чайник, вошедший во все учебники дизайна, ее работы в области осветительных приборов примечательны не меньше — этими подвесами и лампами, меняющими направление светового луча, мы пользуемся до сих пор.

Светильник Марианны Брандт, 1925.

Мало кто помнит, откуда взялась шрифты без заглавных букв. А между тем, их изобретение принадлежит Герберту Байеру (Herbert Bayer), учившемуся и работавшему в Баухаусе.

Он утверждал: «Зачем нам писать на двух разных алфавитах, ведь в речи мы же не говорим с заглавной «А» или со строчной «а». Любопытно — после ухода из Баухауса Байер стал арт-директором немецкого Vogue.

После, как многие участники Баухауса, переехал в Америку, где продолжил заниматься дизайном и фотографией.

Дмитрий Чернов

Кни­га Staat­liches Bauhaus Wei­mar, 1919 — 1923, 1923. Оформ­ле­ние об­лож­ки — Гер­берт Бай­ер. Верст­ка и оформ­ле­ние кни­ги — Ла­сло Мо­хой-Надь.

Баухаус: дизайн, изменивший историю – Westwing Интерьер & Дизайн

БАУХАУС

Мы пообщались с историком архитектуры, кандидатом искусствоведения и автором книг по истории дизайна Николаем Васильевым о формировании школы Баухауса, его главных представителях и философии стиля.

У понятия «Баухаус» есть два значения. Во-первых, так принято называть определенный стиль дизайна, мебели, графики и архитектуры.

Во-вторых, это архитектурная и дизайнерская школа, существовавшая в Германии с 1919 по 1933 год. Она и создала этот стиль.

На самом деле, влияние, которое оказало это учебное заведение на дизайн и архитектуру XX века, было настолько мощным, что распространилось по всему миру.

Философия школы

Помните слоган немецкого шоколада Ritter Sport: «Quadratisch, praktisch, gut»? Он во многом перекликается с принципами Баухауса: практичность, экономичность, функциональность.

Философия школы появилась не на пустом месте – она была результатом исторических событий начала XX века. Закончилась Первая мировая война, жители Германии нуждались в жилье. И школа Баухауса должна была максимально помочь стране с постройкой всего необходимого, а также создать новый стиль — экономичный, функциональный и в тоже время самобытный.

«Баухаус был призван демонстрировать новый образ жизни через интерьер»

Именно поэтому мы привыкли говорить о Баухаусе как о строгом, даже упрощенном дизайне. Здесь не было места вычурности – здесь правили базовые цвета и простые линии.

Преподаватели закладывали фундамент для будущих принципов школы. Например, аскетичность пришла в Баухаус из буддизма. Этому во многом поспособствовал один из сторонников школы, преподаватель теории цвета Иоханнес Иттен.

Он был буддистом и вегетарианцем, а также практиковал медитацию. За время его работы сформировалась ключевая идея эстетики Баухауса – самоограничение.

Также появилось правило базового цвета: сочетание красного, желтого, белого, синего и черного.

Последователи Баухауса

У истоков этой школы стоял немецкий архитектор Вальтер Гропиус. В 1919 году он возглавил Баухаус — Высшую школу строительства и художественного конструирования. Она находилась в Веймаре.

Гропиус утверждал, что искусство и ремесло всегда идут рука об руку. Этот принцип лег в основу философии Баухауса.

В первые годы у студентов было одновременно два наставника: ремесленники обучали их профессии, а художники прививали хороший вкус.

Швейцарский архитектор Ханнес Мейер стал вторым директором Баухауса. Он принадлежал к движению новой архитектуры 1920-х годов, а по убеждениям был марксистом.

Его подход был строго функционалистским — позже он назвал его «Новой теорией строительства». Ханнес Мейер полагал, что главное в архитектуре — это не эстетика, а организация.

Он подчеркивал значимость социального жилья и необходимость помощи всем людям, независимо от их происхождения.

Людвиг Мис Ван дер Роэ, третий директор стремился деполитизировать школу. В 1930 году Баухаус переехал в Берлин, но от закрытия нацистами в 1933 это ее не оберегло.

Многие ученики и преподаватели Баухауса прославились своими работами на весь мир и тоже вошли в историю школы.

Самым известным выпускником был архитектор и дизайнер Марсель Бройер, ставший впоследствии одним из преподавателей. В 1920-х годах он занимался в основном дизайном мебели, а позже увлекся архитектурой.

По его проектам были построены дома в Германии и Швейцарии. Впоследствии эмигрировал в США, где и находится большинство его построек.

Один из главных художников русского авангарда, Василий Кандинский, тоже преподавал в Баухаусе. Начав карьеру как пейзажист, он едва ли не первый среди художников-авангардистов стал рисовать абстракции.

В составе движения «Синий всадник» в 1922 году Кандинский приехал в Баухаус, чтобы возглавить мастерскую живописи и фрески.

Результаты своей работы в школе художник описал в книге «Точка и линия на плоскости» 1926 года.

Баухаус был закрыт по политическим причинам в 1933 году. Некоторые представители школы остались и начали сотрудничать с нацистами, но большая часть покинула Германию. Кто-то уехал в США, кто-то в Японию и СССР, некоторые оказались даже в Палестине. Они продолжили развивать стиль Баухауса локально.

Баухаус и СССР

Многие представители Баухауса возлагали на СССР огромные надежды. Они начали приезжать в нашу страну еще при втором директоре Ханнесе Майере. Кстати, сам архитектор тоже сотрудничал с Советским Союзом и участвовал в строительстве объектов в Сибири.

В СССР была катастрофическая нехватка архитекторов, и поэтому привлекали специалистов из других стран. Многие оставались здесь жить. Правда, вскоре началась подготовка ко Второй Мировой Войне, и часть из них была репрессирована.

Судьбы многих немецких архитекторов до сих пор неизвестны.

В Москве в 1930-е творил Хиннерк Шепер, который был профессором архитектурной колористики Баухауса. Он разрабатывал цвета для покраски зданий. Известны его работы в доме-коммуне на Хавской улице и в доме Наркомфина. Шепер занимался  не только дизайном фасадов, но и внутренним оформлением квартир.

Если смотреть на итог сотрудничества последователей Баухауса с советской властью, то масштаб работы впечатляет. Они построили десятки, если не сотни зданий в СССР. Например, это большая часть соцгорода Уралмаш, рабочие поселки в Перми, Кемерово и Новосибирске. Однако такой объем работ наблюдался лишь в архитектуре.

Культовые предметы

Баухаус дал пищу для идей не одному поколению архитекторов. Вот ТОП-5 настоящих произведений искусства в дизайне, которые остаются актуальными на сегодняшний день.

Самобалансирующийся стул без задних ножек из газовых труб архитектора Марта Стама.

Первый прототип изделия с плоским сиденьем обладал четким кубистическим контуром, а благодаря прозрачным ножкам создавалось впечатление, что сидящий «висит» в воздухе.

Конструкция отлично воплощала эстетику Баухауса, которая стремилась к четким линиям. Такие стулья сейчас можно встретить во многих офисах и кафе.

Вторым по значимости было кресло «Василий», названное в честь Василия Кандинского. Его автор, Марсель Бройер, дружил с русским художником. Вдохновленный формой велосипедного каркаса из трубчатой стали, он использовал подобные гнутые трубки для своего кресла.

Мало кто знает, но прозрачные стеклянные сервизы тоже пришли к нам из стиля Баухауса. Их создатель, Вильгельм Вагенфельд, любил работать анонимно и не стремился к славе.

Прозрачная посуда настолько понравилась другим дизайнерам, что те стали повторять ее на свой манер.

Сейчас во многих кафе используют стеклянные чайники, чтобы посетители могли наблюдать за процессом заварки напитка через прозрачные стенки.

Настенные часы Макса Билла. Они обладали достаточно простой графической формой и не имели цифр.

В результате сотрудничества с часовой компанией Junghans, свет увидел коллекцию наручных и настенных часов, названных именем автора.

Они пользовались успехом в 1960-е, однако через какое-то время все же были сняты с производства. Но их путь не прекратился, и сегодня многие дизайнеры вдохновляются часами Макса Билла.

Дверная ручка Вальтера Гропиуса. В отличие от ручек прошлого века, эта модель напоминала собой прямой угол и состояла всего из двух деталей: цилиндрического захвата и квадратного стержня.  Поступила в массовое производство в 1923 году, и сохранилась до наших дней почти в неизмененном виде. Считалась самым коммерчески успешным продуктом в стиле Баухаус.

Влияние Баухауса на мировой дизайн

После того, как школа Баухауса была официально закрыта, ее мастера разъехались по всему миру. Некоторые представители остались в Германии и сформировали Ульмскую школу.

Ее возглавил Макс Билл, решивший сохранить идею Гропиуса о синтезе искусства и техники.

Через несколько лет под влиянием других преподавателей идеи школы начали меняться, и Макс Билл покинул учебное заведение, чтобы впоследствии стать одним из ее противников.

Мигрировавшие ученики и преподаватели развивали идеи Баухауса в разных странах от Америки до Англии. Например, в Италии принципы этого стиля легли в основу рационализма. В Америке благодаря переезду большей части мастеров Баухауса появился интернациональный стиль. Швейцарская школа взяла очень многое в отношении типографики и коммуникативного дизайна.

В современных интерьерах сохранились традиции Баухауса: это и скандинавский дизайн, и стиль лофта, и знаменитый строгий стиль «Брауна».

Противники Баухауса

Философия Баухауса отвечала запросам того времени, когда он зародился, но в 1960-е казалась уже не столь актуальной. Последователи немецкой школы зашли в тупик, поскольку все уже было придумано.

В этот момент возникла потребность в создании чего-то кардинально нового – так появились постмодернисты, желавшие сломать устои и низвергнуть строгий Баухаус.

В результате культурной революции простота и аскетизм Баухауса, практически не изменившийся за 40 лет, проиграли более дерзкому и смелому стилю постмодернизма.

Постмодернизм обратился к декоративности и красочности, китчу и шику, индивидуальности и образной семантике элементов, к ироничности и цитированию исторических стилей.

Архитекторы и художники постмодернизма использовали мотивы не только из прошлых стилей, но и из сюрреализма и компьютерной графики. Постмодернизм отвернулся от монохромности и рациональных форм.

Он создал новое представление о дизайне как о проектировании, ориентированном на потребителя и дал толчок к поискам яркого, значимого стиля с новым смыслом и экологической моралью.

Баухаус в ХХI веке

Баухаус окружает нас постоянно. Его мотивы можно найти в самых обыденных вещах. Наши обтекаемые кухонные изделия, стулья, складные столы, «современные» лампы, белые стены и открытое пространство гостиной — все это восходит корнями к философии Баухауса.

Интервью с руководителем ГУМ-Red-Line Игорем Казаковым

Сантехника
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: